Участие в федеральной программе Жилище

Участие в федеральной целевой программе «Жилище» подразумевает признание участниками программы необходимости строгого соблюдения установленных нормативных правил, включая ограничения по возрасту.

 

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Оставьте заявку на юридическую консультацию или позвоните по телефону горячей линии

8 (800) 100-25-82

(звонок на номер бесплатный)

Гарантируем 100% конфиденциальность вашей заявки

Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности


Истцы Х. обратились с иском к Министерству строительного комплекса Московской области, администрации Зарайского муниципального района Московской области, администрации г. Зарайска о включении в список претендентов для участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы и признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в заявленной сумме, ссылаясь на то, что постановлениями администрации Зарайского муниципального района от 20.03.2008 г. и от 15.03.2011г. их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и включена в состав участников указанной подпрограммы. На момент издания данных постановлений их семья отвечала всем требованиям, предъявляемым к претендентам для участия в названной подпрограмме, и являлась молодой семьей, каждому члену которой не исполнилось 36 лет.

Впоследствии, на основании письма Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области постановлением главы Зарайского муниципального района от 21.10.2013 г. они были исключены из Списка участников подпрограммы, в связи с достижением одним из супругов 36-летнего возраста.  

Решением Зарайского городского суда Московской области от 14 мая 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 ноября 2014 г., иск удовлетворен.

Президиум указал на допущенные судом существенные нарушения норм материального права.

Судом установлено, что решением Зарайского городского суда от 28.12.2014 г. был удовлетворен иск Зарайского городского прокурора, заявленный в интересах семьи Х., о признании незаконным постановления Главы Зарайского муниципального района от 21.10.2013 г. в части исключения семьи Х. из списка молодых семей участников подпрограммы и обязании восстановить в указанных списках с сохранением номера очереди.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07.07.2014 г. решение суда от 28.02.2014 г. отменено, по делу постановлено новое решение об отказе Зарайскому городскому прокурору в иске в полном объеме.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя иск Х., суд исходил из того, что на момент включения в 2008 г. семьи Х. в список участников названной подпрограммы, она отвечала всем требованиям, предъявляемым к претендентам для участия в ней, а достижение впоследствии Х.Ю.М. 36 -летнего возраста не должно каким-либо образом ущемлять права семьи Х. на получение социальной выплаты.

Данный вывод суда основан на неправильном толковании действующего законодательства, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», приложением №3 к которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в которых предусмотрены два вида списка:

1)    Список участников подпрограммы, который формируется органом местного самоуправления;

2)    Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, который формируется органом исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с п.п. «а» п. 6 Правил возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Таким образом, в соответствии с установленным порядком, не имеет правового значения, в каком возрасте находились супруги на момент включения семьи в списки участников подпрограммы. Ключевым моментом является возраст супругов на момент принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Это правило установлено законодательством в императивном порядке и не подлежит иному толкованию.

Семья Х. в марте 2011 г. была включена органом местного самоуправления в первый список - список участников подпрограммы. На момент включения в данный список супруги Х. соответствовали установленному возрастному критерию. Однако на момент принятия 12 июня 2013 г. решения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ о включении семьи Х. в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, Х.Ю.М. исполнилось 36 лет 5 месяцев. Следовательно, к указанному моменту семья истцов утратила основание быть включенной в указанный список.

Не основаны на законе и выводы суда о возникновении у государства публично-правовых обязательств перед молодой семьей с момента включения ее в первый список участников подпрограммы, т.к. молодые семьи не отнесены федеральным законодательством к категориям лиц, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению их жильем. Реализация федеральной целевой программы «Жилище» является государственной инициативой, а участие в ней является добровольным и подразумевает признание участниками программы строгого соблюдения установленных нормативных правил, включая ограничения по возрасту.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15.01.2015 г. №3-0, включение в формируемые списки семей при достижении одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, и утративших в связи с этим право на получение социальной выплаты, не отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы и ведет к нецелевому использованию бюджетных средств.

Кроме того, правомерность действий администрации по исключению семьи Х. из списка участников подпрограммы ввиду превышения одним из супругов установленного п.6 Правил возрастного ценза и утратой в связи с этим права на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, установлена вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07.07.2014 г. Данный судебный акт имел преюдициальное значение для настоящего спора.

Допущенные судом существенные нарушения норм материального права явились основанием для отмены апелляционного определения и направления дела новое апелляционное рассмотрение.

Постановление президиума  № 319 от 08 июля 2015 года

Бюллетень судебной практики Московского областного суда за 3 квартал 2015 года

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

москва-юридическая-консультация.рф 2014-2017