О признании права собственности на земельные участки отсутствующим

При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

 

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Оставьте заявку на юридическую консультацию или позвоните по телефону горячей линии

8 (800) 100-25-82

(звонок на номер бесплатный)

Гарантируем 100% конфиденциальность вашей заявки

Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности


Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с иском к Х. о признании права собственности Х. на земельные участки отсутствующим, исключении сведений в отношении границ указанных участков из ГКН. Ссылался на то, что данные участки располагаются в Алабинском участковом лесничестве и полностью накладываются на земли государственного лесного фонда, в связи с чем постановка земельных участков Х. на кадастровый учет произведена в нарушение закона  и  является ничтожной.

Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 02 декабря 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 февраля 2015 г., Комитету лесного хозяйства Московской области в иске отказано.

Президиум указал на существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом.

Судом установлено, что за  Х. на основании договоров купли-продажи земельных участков от  2013 г. зарегистрировано право собственности на два  смежных земельных участка,  категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование -  для индивидуального жилищного строительства. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вместе с тем, согласно представленным истцом документам по лесоустройству данной территории, границы этих участков имеют наложения на земли государственного лесного фонда.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что истцом не представлены относимые и допустимые доказательства наличия у него в настоящее время или ранее, на момент приобретения ответчиком земельных участков, какого-либо права на спорные участки, а также факта наложения земельных участков ответчика на земли государственного лесного фонда Алабинского участкового лесничества.

С таким выводом суда согласиться нельзя,  поскольку не было принято во внимание, что  правовое регулирование учета лесных участков в составе земель лесного фонда имеет особенности, установленные Лесным кодексом и  Вводным законом к  нему.

Ст. 17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»,  лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно положениям ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.

 В соответствии со ст. 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 г., признается юридически действительным (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ).

П. 3 ст. 4.1. Вводного закона также предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

 Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

В обоснование иска суду была  представлена схема лесного участка Алабинского участкового лесничества Наро-Фоминского филиала ГКУ МО «Мособллес» с указанием места совершения лесонарушения и земельных участков ответчика, выкопировка из лесоустроительного планшета и таксационное описание земельного участка, акты осмотра территории, составленные старшим участковым лесничим Алабинского участкового лесничества, выписка из государственного лесного реестра, а также схемы наложений, составленные с использованием Региональной геоинформационной системы Московской области.

 Однако представленные истцом материалы лесоустройства, судом  необоснованно отвергнуты, а в основу решения  положено  заключение кадастрового инженера, в соответствии с которым границы земельных участков ответчика не пересекаются с границами земель лесного фонда, что не соответствует положениям ст. 67 ГПК РФ, регулирующей правила оценки доказательств.

Представленная истцом лесоустроительная документация отражала  достоверные сведения о местоположении  границ Алабинского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества и обязанность опровергнуть представленные доказательства и подтвердить расположение спорного земельного участка не на землях лесного фонда возлагалась на ответчика Х.

По настоящему делу безусловному выяснению подлежали такие обстоятельства как определение фактического местоположения границ и площади земельных участков ответчика и установление возможного наложения  этих земельных участков  на территорию выдела в границах земель лесного фонда с определением площади наложения.

Данные вопросы требовали специального познания, однако суд, делая вывод о недостаточности  доказательств, представленных истцом, в нарушение ст. 79 ГПК РФ, не назначил по делу землеустроительную экспертизу.

Допущенные судом существенные  нарушения норм материального и процессуального права явились основанием для отмены принятых по делу судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Постановление президиума  № 341 от 22 июля 2015 года

Бюллетень судебной практики Московского областного суда за 3 квартал 2015 года

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

москва-юридическая-консультация.рф 2014-2017