Предоставление в аренду  земельного участка

Юридически значимым обстоятельством по делам о предоставлении земельных участков администрацией муниципального образования является вопрос о наличии у администрации полномочий по осуществлению управления и распоряжения испрашиваемым земельным участком.

 

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Оставьте заявку на юридическую консультацию или позвоните по телефону горячей линии

8 (800) 100-25-82

(звонок на номер бесплатный)

Гарантируем 100% конфиденциальность вашей заявки

Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности


Т. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выразившегося в  неопубликовании в периодическом печатном издании сообщения о приеме его заявления о предоставлении в аренду  земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования, просил возложить на администрацию Сергиево-Посадского муниципального района обязанность опубликовать такое сообщение.

Решением Сергиево-Посадского городского суда от 04 февраля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 мая 2015 г., заявление Т. удовлетворено.

Президиум указал на допущенные судом  существенные нарушения норм материального и процессуального права.

В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01 марта 2015 г.) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Как установлено судом, 02 апреля 2013 г. Т. обратился в администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет для ведения ЛПХ земельного участка примерной площадью 1100 кв.м., расположенного  в с. Абрамцево, пос. Академиков, и одновременно просил  утвердить схему расположения участка.

Удовлетворяя заявление Т., суд пришел к выводу, что администрация района не выполнила свою обязанность, предусмотренную ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, не приняла конкретное решение по поставленному Т. вопросу в установленный законом срок. 

 При этом, суд, ссылаясь на положения ст. 3 Закона Московской области от 27 сентября 2006 г.  «О рассмотрении обращений граждан», согласно которой обращение в письменной форме или в форме электронного документа, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их полномочиями, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в государственных органах и органах местного самоуправления, указал, что истечение названного срока не лишает гражданина права требовать рассмотрения его обращения по существу и не прекращает обязанности государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица  рассмотреть  поступившее  обращение и принять соответствующее решение.

 Названный вывод основан на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (п.п. 9 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

 По смыслу ст. 11 Земельного кодекса РФ и положений п. 10 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действовавшего до 1 марта 2015 г.) в их системной взаимосвязи органы местного самоуправления наделены полномочием по распоряжению и управлению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

Судом не принято во внимание, что заявление Т. от 2 апреля 2013 г. администрацией Сергиево-Посадского муниципального района было рассмотрено в установленный законом срок.  Согласно письменному ответу от 25 апреля 2013 г., направленному в адрес заявителя  заместителем Главы администрации муниципального района, испрашиваемый Т. земельный участок находится в границах охранной зоны, утвержденной решением исполнительного комитета Московской области № 499 от 30 марта 1983 г. «Об утверждении охранной зоны, зоны регулирования застройки и охраняемого ландшафта Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», в связи с чем дальнейшее рассмотрение вопроса возможно после положительного согласования с Министерством культуры Московской области.

 Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу являлся вопрос о наличии у администрации Сергиево-Посадского муниципального образования полномочий по осуществлению управления и распоряжения испрашиваемым земельным участком.

В силу п. 6 ст. 6 ФЗ № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции  ФЗ от 19.07.1998 N 111-ФЗ) земельные участки, выделенные академиям наук в установленном порядке, закрепляются за ними в бессрочное безвозмездное пользование.

Суд, признавая незаконным бездействие администрации Сергиево-Посадского муниципального района, выраженное  в неопубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду названного земельного участка и обязывая администрацию опубликовать в периодическом печатном издании такое  сообщение, не учел положения  абз. 4 п. 1 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций, относятся к федеральной собственности.

Между тем, испрашиваемый Т. земельный участок входит в территорию  земельного участка площадью 90,42 га, ранее предоставленного Российской Академии Наук для размещения дачного поселка, в связи с чем  муниципальное образование не уполномочено осуществлять предоставление таких земельных участков.  

Суд в  нарушение ст.ст. 56, 196 ГПК РФ указанные обстоятельства в качестве юридически значимых не определил, оценки в их совокупности они не получили, что привело к неправильному разрешению дела. Кроме того, судом не учтено, что Закон МО от 27 сентября 2006 г. не регулирует спорные правоотношения.

Допущенные судом существенные нарушения материального права  явились основанием для отмены  апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.

  Постановление президиума № 407 от 26 августа 2015 года

Бюллетень судебной практики Московского областного суда за 3 квартал 2015 года

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

москва-юридическая-консультация.рф 2014-2017