Договор социального найма квартиры, превышающей норму предоставления

Добровольная компенсация военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета за превышение общей площади предоставляемого жилого помещения норме предоставления, не противоречит абзацу 4 п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

 

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Оставьте заявку на юридическую консультацию или позвоните по телефону горячей линии

8 (800) 100-25-82

(звонок на номер бесплатный)

Гарантируем 100% конфиденциальность вашей заявки

Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности


М. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ о защите прав потребителя и взыскании неосновательного обогащения, мотивировав требования тем, что проходила военную службу по контракту, признана нуждающейся в предоставлении жилья. Для получения жилого помещения ей необоснованно было предложено компенсировать затраты федерального бюджета и оплатить 695947,8 руб. в ФГКУ «Управление финансового обеспечения» Министерства обороны РФ, что она сделала.

Поскольку истице была предоставлена квартира по договору социального найма, которую она затем приватизировала, просила взыскать уплаченную сумму в качестве неосновательного обогащения.

Решением Щелковского городского суда Московской области от 01 июля 2014 г. иск удовлетворен.

Апелляционными определениями судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 08 октября 2014 г., принятым по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ, и от 03 декабря 2014 г. по апелляционной жалобе ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», решение суда оставлено без изменения.

Президиум указал на допущенные судом существенные нарушения норм материального права.

Удовлетворяя иск М., суд исходил из того, что поскольку приказ Министра обороны РФ от 22 августа 2011 г. № 1450 (ДСП), которым утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст. 15.1 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения, признан утратившим силу приказом Министра обороны РФ № 1154 от 28 апреля 2012 г., на момент предоставления М. жилого помещения законных оснований для доплаты за разницу полагающегося по норме предоставления и фактически предоставляемого ей жилого помещения не имелось.

Данный вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Статьей 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент предоставления истице жилого помещения) было предусмотрено предоставление военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего закона.

С учетом установленной нормы общая площадь предоставляемого истице жилого помещения не могла превышать 36 кв.м. (в том числе и с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома - п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона).

Согласно абз. 3 п. 16 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащими при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего закона, за счет собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.

В соответствии с п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений о распределении жилых помещений при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке № 1 к извещению.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи, военнослужащей М. по норме предоставления полагалось жилое помещение общей площадью не более 36,0 кв.м., однако ей распределена квартира площадью 53,4 кв.м. с условием внесения М. за счет собственных средств компенсации федеральному бюджету за площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления, т.е. за 17,4 кв.м.

М. в случае несогласия с распределенным ей жилым помещением большей площади и доплатой за разницу площадей, была вправе отказаться от получения предоставляемого жилого помещения, оставаться на жилищном учете и требовать предоставления жилого помещения в точном соответствии с нормой предоставления. Между тем истица выразила волю на заключение договора социального найма квартиры, превышающей норму предоставления, добровольно выплатила компенсацию затрат федерального бюджета, впоследствии оформила квартиру в собственность.

Условие о компенсации за счет собственных средств военнослужащего превышения общей площади предоставляемого жилого помещения, при наличии на это согласия самого военнослужащего, предусмотрено абз. 4 п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

При таких данных компенсация затрат федерального бюджета не может быть признана неосновательным обогащением, поскольку обусловлена встречным исполнением в виде предоставления жилого помещения общей площадью превышающей норму предоставления, соответственно неосновательного обогащения в том смысле, который заложен в это понятие в ст. 1102 ГК РФ, в данном случае не наступило.

Допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права оставлены без внимания судебной коллегией, что явилось основанием к отмене апелляционного определения.

В силу п. 2 ст. 390 и ст. 2 ГПК РФ президиум в интересах законности вышел за пределы доводов кассационной жалобы и отменил принятое по настоящему спору апелляционное определение судебной коллегии от 03 декабря 2014 г., поскольку при его вынесении судом апелляционной инстанции допущены аналогичные нарушения норм материального и процессуального права.

Постановление президиума № 212 от 13 мая 2015 г.

Бюллетень судебной практики Московского областного суда за 2 квартал 2015 года

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

москва-юридическая-консультация.рф 2014-2017