Использование участка для сельскохозяйственных угодий

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. 

 

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Оставьте заявку на юридическую консультацию или позвоните по телефону горячей линии

8 (800) 100-25-82

(звонок на номер бесплатный)

Гарантируем 100% конфиденциальность вашей заявки

Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности


А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления Росреестра по Тверской области, выразившегося во невнесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об изменении вида разрешенного использования  принадлежащего ему земельного участка «для передачи в аренду или распоряжения иным способом» на вид - «для дачного строительства», просил  обязать Управление Росреестра внести в ЕГРП сведения о соответствующих изменениях.  

 Мотивировал требования тем, что на основании постановления главы администрации Нерльского  сельского поселения от 2011 г.  указанный вид разрешенного использования  был изменен на вид «для дачного строительства», однако, в ЕГРП указанные изменения не внесены.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 29 января 2014 г. заявление А. удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 21 апреля 2014 г. решение суда оставлено без изменения.

         Президиум не согласился с  выводами суда апелляционной инстанции,  указав на неправильное применение  норм  материального права.

         Судом установлено, что УФСГРКК по Тверской области, ссылаясь на положения абзаца 4 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», направило А. сообщение об отказе во внесении и государственной регистрации изменений в ЕГРП, поскольку  представленные им документы не отвечают требованиям действующего законодательства, а также, что в состав принадлежащего заявителю земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, входят сельскохозяйственные угодья (пашня).

 Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда первой инстанции об удовлетворении заявления А., пришла к выводу, что в случае внесения сведений о виде разрешенного использования земельного участка в Государственный кадастр недвижимости, эти сведения должны  автоматически вноситься в ЕГРП, без какой-либо дополнительной регистрации, поскольку фактически изменяются только характеристики  объекта недвижимости.

  При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что кадастровый учет земельных участков уже произведен, изменения в ГКН внесены и регистрирующий орган  должен провести техническую процедуру внесения  актуальных сведений  по результатам кадастрового учета. 

          Данные  выводы  основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

          Статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ установлен порядок проведения государственной регистрации прав, в который входят правовая экспертиза документов, проверка законности сделки, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ, действующей на момент разрешения вопроса о проведении регистрации).

       Следовательно, Управление Росреестра вправе проводить правовую экспертизу документов, представленных для государственной регистрации прав, независимо от основания такой регистрации.

 Согласно ст.  196 ГПК РФ при принятии решения  суд  устанавливает действительные правоотношения сторон, определяет закон, который должен быть применен по данному делу. При этом суд вправе не применять акт государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащий закону (ст. 12 ГК РФ).

          Суд не  принял во внимание то обстоятельство, что  вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик, как объекта права, и должен определяться и устанавливаться, исходя из совокупности всех предъявляемых действующим законодательством требований.

    В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

    Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным Кодексом  Российской Федерации.

  Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

  Особенности использования сельскохозяйственных угодий  определены статьей  79 ЗК РФ, в соответствии с которой сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).

   В ч. 9 ст. 35 Градостроительного Кодекса  РФ закреплено, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.

  В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса  РФ градостроительные регламенты для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются. 

  В силу положений ч. 5  ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется  или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования - принимаются в соответствии с федеральными законами.  

   Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

 Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

 Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

  С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Приведенные правовые положения согласуются с пунктом 5 Обзора судебной  практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04 июня 2014 г.

 Допущенные судами существенные нарушения норм материального права явились  основанием для  отмены апелляционного определения и направления  дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Постановление президиума  Московского областного суда № 606 от 29 октября 2014 года

Бюллетень судебной практики Московского областного суда за 4 квартал 2014 года

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

москва-юридическая-консультация.рф 2014-2017