Выплата пенсии за выслугу лет

Выплата истцу пенсии за выслугу лет, назначенной по линии Министерства обороны РФ, в случае его поступления на службу в таможенные органы, приостановлению не подлежала.

 

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Оставьте заявку на юридическую консультацию или позвоните по телефону горячей линии

8 (800) 100-25-82

(звонок на номер бесплатный)

Гарантируем 100% конфиденциальность вашей заявки

Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности


Военный комиссариат области обратился с иском к П. о взыскании излишне выплаченной пенсии, ссылаясь на то, что в связи с увольнением с военной службы П. была назначена пенсия по линии Министерства обороны РФ. В январе 2013 г. стало известно, что П. с марта 2009 г. проходит службу в таможенном управлении с присвоением специального звания, в связи с чем выплата пенсии была прекращена.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 22 мая 2014 г. в иске отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27 августа 2014 г. решение суда отменено, постановлено новое решение об удовлетворении иска.

Президиум указал на существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции.

Судом установлено, что П. был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и достижением предельного возраста пребывания на военной службе в марте 2007 г.

В мае 2007 г. он обратился в комиссариат с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, согласно которого принял на себя обязанность при наступлении обстоятельств, лишающих его права на дальнейшее получение пенсии или уменьшение ее размера (в т.ч. зачисление на службу в таможенные органы) немедленно сообщить в Сбербанк России по месту получения пенсии и в пенсионный отдел военного комиссариата по месту жительства, а переполученные по своей вине суммы возвратить в полном объеме.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик уведомил истца о наступлении обстоятельств, лишающих его права на дальнейшее получение пенсии.

Отменяя решение суда, и принимая по делу новое решение об удовлетворении иска, судебная коллегия пришла к выводу, что П. ненадлежаще выполнил обязанности по уведомлению пенсионного органа о поступлении на службу в таможенные органы.

Данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. № 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Из содержания п. «а» ст. 13 Закона РФ № 4468-1 следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ №4468-1.

Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.

Таким образом, выплата П. пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона РФ № 4468-1 могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.

Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права явились основанием для отмены определения суда и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.

Постановление президиума № 211 от 13 мая 2015 г.

Бюллетень судебной практики Московского областного суда за 2 квартал 2015 года

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

москва-юридическая-консультация.рф 2014-2017